Последнее время образование перестали называть просвещением. Просвещение, свет, светоч, светило…
Представьте - звенящую темноту ночи разрезает надвое упругий серебристый луч прожектора стремительно несущегося экспресса. Мощный локомотив, мягкий свет уютных вагонов. Пассажиры занимаются привычными делами – книги, интернет, обсуждение новостей науки, политики, искусства.
Что это было? Наше образование? Да нет, пожалуй, не похоже.
А вот и оно! Неспешно появился поезд, состоящий сплошь из вагонов общего класса с тусклыми окнами – пассажиры спят. Раритетного вида локомотив из последних сил не тянет - толкает сзади свой состав. Куда светить?!
Некоторые проводники поддерживают замечательный порядок в своих вагонах – пассажиры послушны и спокойны. Но добавит ли это скорости составу? И не перестанут ли отставать на промежуточных станциях самые непутевые его пассажиры?
А как же называется тот феерический экспресс, поезд-мечта, состав будущего? Что написано на его блестящем боку? Приглядитесь – «Образование 2.0»!
Из чего состоит, как устроена эта нацеленная на успех машина? Рассмотрим основные элементы, узлы механизма под названием «Образование 2.0».
• Образование, нацеленное на конкретного ученика, с индивидуальной программой, или с «персональной траекторией обучения», учитывающее личные интересы и наклонности, обеспечивающее право ответственного и самостоятельного выбора вида учебной деятельности, партнеров по обучению, набора дисциплин и преподавателей.
• Образование созидательное, создающее продукт, артефакт, как признак целенаправленного вмешательства в наблюдаемый (исследуемый) процесс.
• Опекающее образование – образование, дающее право на ошибку, неагрессивное, исключающее стрессовую ситуацию на занятиях.
• Образование с междисциплинарным уклоном. Литературная биология, химическая география, физическая геометрия и аналогичные симбиозы снабдят теорию практикой.
• Осмысленное, приземленное образование – умение сформировать семейный бюджет и провести социологическое исследование, создать сайт сетевого проекта и напечатать буклет детского хора научат быстрей и результативней, чем набор формул, определений и иллюстраций.
• Побуждающее, стимулирующее образование – ставящее перед учеником все новые и новые задачи, ведущее все к новым победам, требующее напряжения сил ученика.
• Эффективное, действенное образование, востребованное не только в современном обществе, но и нужное через несколько лет.
• Непрерывное образование – не 10 лет школы, не 10 (среднее)+5 (высшее), как когда-то, а на протяжении всей жизни, чем больше и разнообразней, тем лучше.
• Избыточная образовательная среда – «пере»насыщенная среда, включающая в себя использование различных информационных источников:
- дополнительной, энциклопедической, художественной литературы, а не только программной, рекомендованной и допущенной министерством образования, Интернет-ресурсов;
- работа с экспертами (например, искусствоведом или фармацевтом), а не только с преподавателем;
- разновозрастный состав учащихся.
• Совместное образование, образование сообща, в группе, в паре, иногда в виртуальной группе, в сетевом сообществе. При этом учитель из носителя знаний превращается в организатора образовательной деятельности ребенка, из поучателя в обучающегося наравне со всеми.
• Мониторинг достижений обучения в виде портфолио личных достижений, взаимооценок партнеров по учению, рефлексии, а не субъективная учительская оценка соответствия знаний учащегося государственным стандартам.
• «Вирусное» образование, образование друг друга, передающееся «вирусным» путем. Учащиеся транслируют новые знания внутри своих сред общения добровольно, за счет того, что они (знания, информация) интересны, ученики «заражаются» идеей распространения определенного контента и сами становятся активными ретрансляторами.
Невозможно (зачеркнуто) трудно заглядывать в будущее. Но бесспорно, что процесс остановить нельзя. Надеюсь, существующее образование уступит дорогу будущему «Образованию 2.0».
суббота, 10 июля 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий